www.alexandrmen.ru (www.alexandermen.ru)

Илья Флярковский
Встреча. Отец Александр Мень

Статья, которая представляет собой доклад, сделанный
24.01.06. учеником 11 класса школы Вальдорской педагогики Ильей
Флярковским. Это бывшая 554 школа, которую заканчивал о. А. Мень.
Илья задается вечными вопросами о смысле жизни и о природе зла. С
этими вопросами он обращается к о. Александру Меню и ищет ответы в его
лекциях, книгах о нем (список литературы прилагается). При этом Илья
говорит, что он пока не верующий, но ищет ответы на свои вопросы.
Доклад представлял собой защиту диплома, который готовят выпускники
этой школы.

Я хочу рассказать о встрече с о.Александром, которого я конечно не знал – он мученически погиб в 1990 году, но оставил нам свои книги, свои мысли, свое понимание истины, своих духовных детей и друзей. Потому и стала возможна эта встреча – не только с человеком уже ушедшим, но и в какой-то степени с тем источником жизни, надежды и радости, который питал отца Александра.

Отец Александр, Алик как звали его родные и друзья, учился в нашей школе. Кстати в ней ещё учились режиссер Андрей Тарковский и поэт Вознесенский. Это была мужская школа №554. Не стало уже той страны, в которой они начинали жить, изменилась школа и весь облик Серпуховки, но к счастью, гений места не уходит вместе со страной, он хранит дух места, память о людях, которые здесь были. И мы, ученики этой школы, пожалуй, немного чувствуем этот особый дух. И все-таки потребность в этой встрече возникла не только из желания поближе узнать человека, который ходил по той же школе, улице, что и я. Причина была, конечно, более личная и серьезная.

Неожиданно кончилось детство. Вместе с ним рассыпался уютный мир, в котором не было зла и беды, все было понятно и на своих местах – мама, папа, Бог, твердая вера в собственное бессмертие и в то, что мир полон добра, света и любви. Постепенно начинаешь сталкиваться с несчастиями и несправедливостью, со страданиями людей, с предательством и ложью. Начинаешь видеть, как много в мире зла и как оно близко, иногда даже очень близко - когда погибали дети Норд-Оста и такие же ученики школы в Беслане, как и я. Тем более, что на Дубровке был близкий мне человек, сестра моей мамы, девочка, с которой я вырос. Она выжила, но ее ближайшие друзья погибли. Мое представление о жизни перевернулось – я начал понимать, что истина, Бог, вера вовсе не безусловные и принятые всеми вещи, что в мире часто торжествует зло, а человек мал, одинок и сиротлив в этом мире, в этой огромной и непонятной Вселенной. Меня стали мучить «проклятые вопросы», их то я и захотел задать отцу Александру.

У Тютчева есть такие строки: «Впусти меня – Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!...». (Тютчев здесь перефразирует строку из Евангелия от Марка - 1Х, 24: Верую, Господи! Помоги моему неверию!).

Впрочем, я приведу это стихотворение полностью - и уже не надо будет объяснять, почему я отважился на эту «встречу».

«Наш век»

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью...»

Итак, я задал свои вопросы, задал и получил ответы – иногда они меня устраивали, иногда – нет. Вот об этом я и хочу рассказать. Но сначала – немного о жизни и смерти о.Александра.

Алик

Мень был очень красив. Когда я увидел его фотографии, то вспомнил, что в Библии Иосиф назван «красивый и прекрасный». Отец Александр был красив от природы, от мамы и папы, это дается как бы даром, а вот прекрасным он сделал себя сам. Это отражение внутреннего человека, отражение его духовного облика и духовного пути.

Есть две биографии. Биография любого человека – это горизонталь, протянутая из прошлого в будущее. Она идёт через всем известные точки – родился, учился, работал, женился… Как путь из пункта А в пункт Б, пока не сожмется до черточки на могильном камне. Но бывает и иная, подлинная биография. Она начинается не с биологического рождения, а с рождения человека внутреннего, с того момента, когда возникает вертикаль – движение в глубину самого себя и в высоту, когда человека будто-то кто-то окликает, и он начинает искать смысл и истину, открывать тайну бытия. Для некоторых людей этот поиск становится содержанием всей их жизни. Так случилось с отцом Александром, он открыл эту тайну и сумел передать свой опыт многим людям.

Алик родился 22 января 1935 года в Москве, в старом родильном доме Грауэрмана, на Большой Молчановке (этот дом сохранился, но улица называется Новый Арбат). Жил он с мамой Еленой Семеновной, отцом Владимиром Григорьевичем и с младшим братом Павлом на Большой Серпуховке, дом 38, в обычной шумной, скандальной и тесной коммуналке. Огромную роль в его духовном развитии сыграли мама и тетя Вера Яковлевна. Их любовь, мудрость и терпеливость формировали характер Алика, в котором несокрушимая твердость и преданность своему делу сочетались с мягкостью, веселостью, даже безмятежностью. Его христианство, его вера были естественны и органичны. Мать привела его в Церковь младенцем, там он оставался до самого своего конца. Алик научился читать и писать года в четыре и тогда же написал свою первую фразу, слова апостола Павла: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Он был счастливцем – он не только очень рано почувствовал свое жизненное предназначение, но и жизнь его складывалась так, что, несмотря на все внешние препятствия, он мог сполна реализовать свое призвание.

По словам духовного ученика Меня о.Александра Борисова, который тоже учился в нашей школе, Алик очень рано понял тайну Бога. Ощущение Бога – это ощущение тайны, которая стоит за этим, видимым миром. Понимание, что наше знание, любое – научное, историческое – не исчерпывает всего, оно касается только части. За этим стоит что-то гораздо большее. Это и есть ощущение Бога и того, что невозможно выразить словами, и человек, говоря о Боге, обозначает огромную область, в которую можно входить, а можно и не входить. Но вхождение означает вступление во взаимоотношения, означает, что надо жить с этим и что-то делать, а что-то не делать. Близко знавшая отца Александра переводчица Наталья Трауберг сказала о нем: «Он был очень повернутый к Богу. Просто очень – прямо как в Библии».

Люди открывают Бога по-разному. Одни – вместе с верой родителей, другие – в результате утраты, тяжкого страдания или острого переживания несовершенства мира. Отец Александр «всегда избегал говорить о подобных вещах в личном плане. Что-то останавливало» (здесь и далее, слова выделенные курсивом, принадлежат о. Александру). Но однажды на просьбу рассказать о том, что есть его личный духовный опыт, он все-таки ответил. Вот некоторые выдержки из этого ответа: «Я всегда ощущал, что «вне» Бога – смерть, рядом с ним и перед ним – жизнь... В какой-то момент пришло то, что можно назвать «обращением». Это было где-то на рубеже детства и юности, когда я очень остро пережил бессмысленность и разрушимость мира... И тогда явился Христос. Явился внутренне, но с той силой, какую не назовешь иначе, чем силой спасения. Тогда же я услышал зов, призывающий на служение, и дал обет верности этому призванию. С тех пор оно определяло все мои интересы, контакты и занятия, вместе с этим пришло решение стать священником».

Алик учился в обычной советской школе, но почти каждый день бывал в храме Ивана-Воина на Якиманке. При этом круг его интересов был очень широк – биология, зоология, палеонтология, история религии, философия. Его привлекало писательство, рисование, музыка – подростком, а позже и студентом, он не расставался с гитарой. К четырнадцати годам он успел написать множество стихов, пьесу, очерки по истории Церкви и Древнего Востока, рассказы о природе. Он мог стать большим ученым, богословом, художником, а стал священником.

Решение стать священником он принял в 1947 году, когда во время празднования 800-летия Москвы, увидел в небе освещенный прожекторами портрет Сталина. Мальчик понял, что это владычество одного человека, виновного в смерти миллионов людей, эта страшная власть всегда может привести к жестокости и деспотизму. И что этому противопоставить можно только приведение людей к Богу. Дать людям иной идеал - идти не за тов. Сталиным, а за тем, кто создал этот мир и дал закон. (Из воспоминаний о. Александра Борисова).

Но до момента, когда Алик станет отцом Александром, пройдет еще несколько лет – он закончит школу, поступит в Пушно-меховой институт на охотоведческий факультет. Позднее, два года жизни в Балашихе, где располагался Институт, он назовет одним из самых счастливых периодов своей жизни. Тогда он полностью отдавался постоянно владевшему им чувству любви к миру, к природе, к людям. Он очень любил русские романсы и даже сочинил студенческую песню, которую распевали студенты пятидесятых годов. Кстати, ее напевала и моя бабушка, выпускница истфака МГУ:

Помнишь мезозойскую культуру,
У костра сидели мы с тобой.
Ты мою изодранную шкуру
Зашивала каменной иглой.

Я сидел немытый и небритый,
Нечленораздельно бормотал.
В этот день топор из неолита
Я на хобот мамонта сменял.

Тогда же он встретил и полюбил свою будущую жену Наташу Григоренко, ставшую спутницей его жизни, матерью его двоих детей. Он учился успешно, очень много читал, работал над книгой по истории церкви. Успех сопутствовал ему во всем. «Это была пора созидательного цветения», – как написала впоследствии его прихожанка, автор книги о жизни Меня, Зоя Масленникова. Для того, чтобы лучше понять Меня, я приведу некоторые его ответы на популярную некогда анкету. На нее в свое время отвечал Маркс:

1. Главная черта вашего характера? – Устремленность.

2. Какую цель вы преследуете в жизни? – Служение делу Божию.

3. В чем счастье? – В исполнении этого служения.

4. В чем несчастье? – Не выполнить его.

5. Ваше любимое занятие? – То же, что у Маркса (копаться в книгах).

6. Ваше любимое удовольствие? – Получить новую книгу.

7. Долго ли вы хотели бы жить? – Пока не выполню всех планов.

8. К какой добродетели вы относитесь с большим уважением? – К широте и терпению.

9. К чему вы чувствуете наибольшее сострадание? – К старикам.

10. Что вы больше всего цените в мужчине? – Чувство ответственности.

11. В женщине? – Женственность и чуткость.

12. Верите ли вы в любовь с первого взгляда? – Да.

13. Ваш любимый писатель? – Не знаю.

14. Поэт? – Пушкин, Данте, не знаю.

15. Музыка? – Реквиемы Моцарта и Дворжака, «Чистилище» Листа.

16. Ваше любимое изречение? – Суета сует.

17. Поговорка? – Все там будем.

18. Всегда ли следует быть откровенным? – Нет.

19. Самое выдающееся событие в Вашей жизни? – Их много…
(Полностью анкета приведена в кн. Зои Масленниковой «Александр Мень. Жизнь»)

Институт закончить не удалось. Институт перевели в Иркутск, где Алик и доучивался на последних курсах, но до госэкзаменов неугодного верующего студента не допустили – наскребли четыре пропуска занятий за весь учебный год и отчислили. Так, сами того не ведая, институтские доброхоты расчистили ему путь для учебы в семинарии. В июле 1958 г. о. Алексагдр был рукоположен в сан диакона и направлен на служение в с. Акулово, рядом со ст. Отрадное (с Белорусского вокзала). 1 сентября 1960 года в Малом Донском соборе диакон Александр был рукоположен в пресвитеры и назначен вторым священником в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Алабино. Началось его пасторская деятельность. После Алабино была служба в Тарасовке, с февраля 1970 – в Новой деревне, где о.Александр прослужил до самой своей кончины.

«Я работаю в этой пекарне»

Пасторство было его подлинным призванием. К отцу Александру шли все – верующие и неверующие, старые и молодые, неграмотные старушки и академики. Он был прост и доступен, терпелив и жалостлив, никому не отказывал в помощи и понимал всех. Он был обращен к каждому. Отец Александр был деликатен и никого насильно не обращал в православие. Часто он работал как психотерапевт, помогая людям понять себя: «Он очень много дал людям. Он дал им содержание жизни. Доброта – ключ к нему. Он никого не осуждал, даже людей непорядочных, не считал себя лучше – их Бог поставил так, его – так, и мы не знаем, как Бог сведет концы» (из воспоминаний Н. Трауберг). Обаяние, открытость, дар общения, невообразимая широта интересов, «постоянное свечение любви», неиссякаемая энергия – все это привлекало к нему людей. В тяжкие годы советского безвременья «отец Александр, – по словам Сергея Аверинцева, – был послан к одному из самых великих (диких) племен мира – к советской интеллигенции, чтобы рассказать ей о Христе».

Среди его прихожан была великая пианистка Мария Юдина, писатели Александр Галич и Юз Алешковский, бывал у него и Солженицын. Но, как говорил Мень, «для меня все знаменитые. Мои бабушки тоже такие же люди, имеют такие же проблемы, те же грехи как у всех». Он, будучи крупнейшим ученым-богословом, никогда не замыкался, не уходил от мира, ему всегда «хотелось быть христианином не «при свечах», а при ярком солнечном свете». «Я не позволял себе заниматься узко-научным богословием... У нас люди в основном требуют хлеба, простой пищи, и я работаю в этой «пекарне». После меня, может быть, придут люди, которые будут изготовлять пирожные. Моя задача делать хлеб. Вот».

Однако не следует думать, что его жизнь и служение были безоблачными. Были и преследования властей (советских и церковных), и разочарования, и усталость. Он сам говорил, что рано столкнулся с теневыми сторонами церковной жизни, но «принимал их как упрек, обращенный ко всем нам. Как побуждение трудиться». Как и все люди, он уставал от людского эгоизма и непостоянства. Иногда ему казалось, что его непрестанные усилия, его почти тридцатилетнее служение безрезультатны. «Однажды, в трудную минуту отец Александр вздохнул: «Вся трагедия в проблеме решета - льешь, льешь воду, а что остается?» (из воспоминаний Зои Масленниковой). Был среди людей и был одинок. «Он всюду белая ворона, – пишет Зоя Масленникова. – Для православных он слишком католик, для католиков – слишком православный. Для евреев – христианин, для христиан – еврей». Но, правда и то, что он охранял свое одиночество, потому что в центре всей его жизни – Бог. Только ему он посвящал всего себя целиком. Он считал себя лишь инструментом в руках Бога, и это ценил превыше всего.

И все-таки земное зло, которое он так ненавидел, настигло его. Он этого ждал, предчувствовал: «Я должен торопиться. У меня совсем мало времени осталось. Надо успеть еще что-то сделать». Эти слова были сказаны незадолго до смерти. Он знал, что на вершине горы, по которой он взбирался всю жизнь, его ждет крест.

Священника убили топором, ранним утром 9 сентября 1990 года. Убийца не найден. Метрополит Антоний Сурожский, узнав о кончине о. Александра, с горечью сказал: «Это убийство не уголовное и не политическое, а изуверское и наш общий позор».

«Почему нам трудно поверить в Бога?»

Так называется одна из бесед отца Александра и для меня это важный вопрос. Да потому, хочется мне самому ответить, что Бог не отвел руку убийцы, дал совершится злу. Как вообще совместить существование Бога, который, как нам говорят, творил мир любовью, и моря крови и страданий, наполняющие этот мир на протяжении всей истории?

Этот вечный вопрос о природе зла мне кажется сейчас, после ужасов ХХ века и начавшегося ХХI-ого, звучит особенно остро и жестко. Как возможна вера в Бога после Освенцима и Гулага? И мне так понятны слова Достоевского о том, что весь мир познания, поиски высшей гармонии не стоят слезинки ребенка. Тогда, в девятнадцатом веке, Иван Карамазов только хотел «почтительнейше вернуть богу билет». Интересно, что бы он сказал сейчас, если бы узнал о матерях и детях Беслана, о морях детских слез?!

А вот как на этот страшный вопросы отвечает о. Александр. Он говорит, что мы иногда упрощенно представляем себе Творца в виде «завхоза или полицейского, который следит за порядком в доме, а если видит где-то нарушения, то железной рукой наводит порядок».

Он любил цитировать шутливое стихотворение Алексея Толстого:

Способ, как творил Создатель,
Что считал он боле кстати,-
Знать не может председатель
Комитета по печати.

Есть физическое несовершенство мира. Оно проистекает оттого, что мир еще не завершен, он созидается, он не кончен и человек должен его одухотворить: «Бог бросает свое подобие в мир, навстречу всем ветрам, чтоб человек созидал его и проявлял в нем многие свои дарования. А отсюда – высочайшее достоинство человека». Бог создал его свободным. Моисей говорит: «Вот Я полагаю, пред тобой путь добра и зла, путь жизни и смерти. Избери жизнь». Бог дал свободу выбора.

И дальше Мень произносит слова, которые очень трудно принять, с которой трудно примириться : «Само стремление ко злу – иррациональный порыв, рожденный в свободе.... Это непостижимая для нас вещь, но безусловно только одно – что если человек имел от Бога свободу, то он должен был получить и возможность восставать против Бога, идти по другому пути».

Человек свободен в своем нравственном выборе, он не робот, не игрушка Творца. Он может направить свою волю навстречу добру, а может – навстречу злу. И когда человек выбирает путь зла, он не должен жаловаться. Но как же тяжело для человека это бремя свободы, как хочется всегда ее на кого-нибудь переложить. И это мы видим и в нашей социальной жизни, и в духовной. Воля ко злу абсурдная и противоестественная, и до конца объяснить происхождение зла нельзя… Тьма, хаос присутствуют в мире, они присутствуют и в человеке. Но в отличие от природы, человек может вытеснить темное начало в себе: «Не изгонять – никогда не изгонишь, - а вытеснить». Отец Александр сказал однажды, что легче поведать об аде, чем о рае. То есть зло у нас всегда перед глазами, оно агрессивно и бесконечно изобретательно, а добро – тихо и неприметно. Когда-то меня поразило одно рассуждение, видимо очень выстраданное, одной замечательной сказочницы, поэта Зинаиды Миркиной. Она говорила, что Бог вовсе не безучастен к нашим страданиям, что он умирает вместе с умирающим, страдает вместе со страдающим.

Даже тот, кто был неизмеримо сильнее любого человека, воскликнул на кресте: «Зачем Ты оставил меня?!»

Как мы видим, люди духовно и нравственно сильные вовсе не пытаются нас утешить, они жестко ставят нас перед неизбежным выбором, но они же говорят о величии человека, о его способности силой духа и творчества противостоять тьме, вернее высветлять ее. Отец Александр напоминает нам о тех, кто «на фоне черного моря грязи, крови и слез», на фоне войны, дикости, жестокости, насилия и пожаров сохранял в себе любовь, возможность творить, черпая силы не из того, что их окружало, а из мира духовного. Из мира, который был внутри: «Вы подумайте, на каком фоне создалось это нежнейшее, феерическое, божественное видение рублевской Троицы!»

Если быть до конца честным, то меня пока не убедили слова о.Александра – это не может оправдать страдания и смерть невинных детей, страх за жизнь близких, гибель миллионов в бессмысленных войнах, развязанных безумными вождями. Наверное, надо быть святым, который не только верит в Бога, но и полностью доверяет Ему. Так доверяет, что всё принимает со смирением и даже молится за своих врагов. Да, это удел святых. Пожалуй, пока я, по крайней мере, знаю точно, что в силах человека пытаться не умножать зла. Не отвечать на зло злом. Но хочется верить в то, что сбудутся слова: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прошлое прошло».

Почему именно христианство?

Отец Александр верил, что в христианстве – победа над злом. Оно принесло людям «радостную весть». И у меня постоянно вертелся вопрос: А почему победа именно в христианстве? Разве в других религиях нет богопознания и того же поиска истины? Разве Бог иудеев, мусульман или буддистов не тот же Бог, что и у христиан?

Отец Александр с большим уважением относился к другим религиям и прекрасно их знал. Он считал, что ни одна религия не является абсолютно ложной, что каждая – ступень к истине: «В виде образа можно себе представить так, что все религии – это руки человеческие, простертые к небу, это сердца, устремленные куда-то ввысь. Это поиск Бога и догадки, и прозрения. В христианстве есть ответ…» Так мы оказываемся перед тайной ответа и эта тайна – в личности Христа. В личности Иисуса, который говорил о себе: «Я – Путь, Истина и Жизнь сошлись воедино, как в фокусе поиски человечества». Мень даже говорил еще радикальнее: «Христианство это не есть поиск Бога. Это ответ Бога, данный через Христа, ответ, принесенный нам. Он нарушил молчание бездны, молчание вселенной, Он стал говорить с человеком. И не из бури, не из горящего куста, как неназываемый и невидимый Бог Ветхого завета, а "человеческими устами". Он стал мостом, перекинутым через бездну, "дверью, вратами в небо", потому что «Иисус Христос – это человеческий лик Бесконечного. Необъятного. Неисповедимого. Безымянного». Отец Александр считал, что в этом центр и ось христианства. Произошло самое непостижимое – встреча человека с «лицом Иисуса Христа, который стоит над миром и в мире». И претерпев смерть, Он не ушел, а оставил миру Себя Самого. Оставил не книгу, не учение, не дело свое, а Себя: «Я с вами остаюсь во все дни до скончания века». В этом и состоит «радостная весть» – в победе над тлением и смертью и в бесконечной ценности человеческой личности. Ведь человек обожествлен и освящен. На этом и строится все христианство. А в остальном оно, может быть, похоже и на другие религии. Вот так об этом говорил отец Александр, и эти места в его речах и проповедях самые страстные, самые эмоциональные, самые прочувствованные. И я хочу обратить внимание, что именно на эту тему он говорил на своей самой последней лекции, за день до смерти. Вот практически последние слова этой лекции: «В христианстве есть освящение мира, победа над злом, над тьмой, над грехом. Но это победа Бога. Она началась в ночь Воскресения , и она продолжается, пока стоит мир». На следующий день его убили. Трудно это принять и понять.

Трудно принять ту несомненную истину, что историческое христианство и историческая Церковь очень мало похожи на то, чем они могли бы быть, если бы все христиане и служители Церкви были такими, как Мень или митрополит Антоний Сурожский или Мать Тереза. Понятно, что имеет в виду ливанский поэт Джебран, когда говорит: «Каждый год в горах Ливана встречаются двое – Иисус Назарянин и Иисус Христос, и они никак не могут понять друг друга» – так был искажен образ Иисуса двухтысячелетней историей Церкви и религии.

Мне кажется, что именно нынешнее состояние Церкви – раздор между разными ветвями христианства, отсутствие межконфессионального диалога, служение не духу, а букве, насаждение обывательского, обрядового христианства, все это тоже затрудняет путь человека к Богу. Хотя конечно это вещи второстепенные, и они не смогли помешать таким людям, как отец Александр, Антоний Сурожский или Сергей Аверинцев придти к Богу и верно служить Ему.

Отец Александр всегда напоминал, что религия происходит от слова religatо, religo, что значит связывать, что это связь всего со всем – и с каждой травинкой, и с каждой душой, и человека с человеком. Мне кажется, что именно такая связь утрачена и не осуществляется Церковью. Правда, по мнению о. Александра, христианство – религия отдаленного будущего: «Я всегда ощущаю христиан прошлого как наших предтеч и вместе с ними и нас, современных христиан, как недохристиан: христианство – это религия абсолютная, а мы идем еще где-то в предрассветных сумерках».

Конечно, я не могу не восхищаться христианским проектом – соединить Бога и обычного человека. Он жил среди людей и как каждый человек трудился, разделял с людьми все человеческие тяготы, принял все на себя, кроме зла и греха, умер самой страшной и позорной смертью. Так была освящена обыденная человеческая повседневность, в которой нет ничего унизительного, кроме предательства и вражды. Так христианство поставило человека, эту ничтожную, по сравнению с окружающей его Вселенной, малость, выше всех существ в этом мире. Человек может быть подобным Богу, может вместить в себя весь мир. Христианство дает человеку возможность и даже предписывает ему соучастие в творческом процессе, в творении себя и мира. Это конечно здорово и именно это создало европейскую цивилизацию и культуру. Хотя сейчас есть большие сомнения в том, что люди сумеют их сохранить.

Так ли обязательна вера в Бога?

Отца Александра нередко спрашивали, и я присоединяюсь к этому вопросу: А так ли обязательна вера в Бога? Ведь в мире полно атеистов и среди них ничуть не меньше прекрасных добрых людей, чем среди верующих? Мне кажется, отец Александр не верил в существование атеистов, потому что считал, что человек не может существовать без Бога, то есть без веры в смысл бытия. Что нормальное состояние человека – всегда видеть некий высший смысл бытия, перед ним благоговеть, соотносить с ним свою жизнь. Другое дело, что на место Бога может быть поставлен некий идол – Сталин, Мао, поп-звезда или деньги. Здесь многое зависит от внутреннего устроения человека, от его готовности честно додумывать все до конца, преодолевая свою духовную леность, свой эгоизм: «Вера – это не теплая лежанка, это путешествие по горному хребту, когда ветры дуют и с той и с другой стороны».

Пусть так, но я не могу верить с чужих слов, я должен придти к этому сам. И о.Александр полностью подтверждает эту мысль. Он говорит, что вера не может придти извне, ее нельзя надеть на себя как чужую одежду, потому что человек находит Бога внутри. И никакие доказательства бытия Божия не убедят человека, если он не нашел в себе Бога. Человек всегда имеет этот шанс, потому что несет в себе «реальность иного плана», «удивительную загадку духа, того, чего нет ни в одном организме, ни в одном камне, ни в одной звезде, а только в человеке». «На нас падает свет Вечности».

Вера – это только твое собственное открытие, оно может случиться, а может и не случиться. Но если тебе повезет встретить такого человека, как отец Александр, то может появиться шанс – ты получишь импульс, толчок для движения на этом пути, а все остальное зависит от тебя… и от Всевышнего. А дверь не «замкнута». И здесь, я думаю, о. Александр не согласился бы с Тютчевым. Дверь всегда открыта, а если и замкнута, то – нами.

Самое важное – быть всегда внутренне честным – не поддаваться моде и не принимать за веру высокий строй мысли, возвышенные чувства, которые обеспечивают внутренний комфорт и самоуважение, но не имеют ничего общего с верой. Я думаю, что лучше быть честным неверующим, чем обманывать самого себя и других.

Встреча продолжается

«Он умер. Но умер не как Помазанник Божий, а как отверженец...Он умер даже не как мудрец, перешагнувший грань обычных человеческих чувств, победивший страдание силой духа.. Он мучился как миллионы людей, как раненый ребенок или раненая птица, как любое живое существо. Никто не помог Ему, когда Он истекал кровью на страшном кресте...» Как вы думаете, о ком эти слова? Разве не об отце Александре? И чьи они? Они написаны самим Александром Менем, написаны о смерти Христа, но разве они не относятся и к нему? Он тоже умер в расцвете своих жизненных и творческих сил, умер не в своей постели, не в окружении родных и учеников. Его настигла позорная и мученическая смерть, даже орудие убийства было выбрано самое подлое. Он тоже истекал кровью и никто не пришел на помощь. И это тот, кто помогал всем, тот, кто был всегда верен своему делу – делу служения Богу и людям. Получается, смерть победила Александра Меня? Нет. Для меня сам факт, что я сейчас пишу о нём, о его делах является доказательством его победы над смертью. Безусловно такая вещь возможна, хоть и таинственна. Ведь победа над смертью бывает самая разная: в людской памяти, в бессмертных произведениях, в неотменяемых духовных ценностях. В этом смысле отец Александр воскрес и стала возможна наша встреча. Надеюсь, не только моя, но и всех нас.

Он, как и многие до него, лучшие из сынов человеческих, прошел свой крестный путь. И их мученичество имеет глубоких смысл, после них мир не может оставаться прежним. «… История имеет смысл, и я верю, - сказал отец Александр,- что в ней не погаснут живые огни добра и правды. Они всегда были. Они есть. Они будут. А значит у нас есть еще надежда…» Жизнь и смерть таких людей как отец Александр преображает тех, кто с ними встретился, переводит их в иное, духовное измерение. А там смерти нет.

Так что отец Александр Мень, будучи побежденным земным злом, все равно вышел победителем. Он это знал. Это знание было во всем – в его облике, в его улыбке, оно осталось в его делах и книгах.

Что же касается моих вопросов, то мне кажется, что я наконец начал понимать загадочную фразу одного восточного мудреца: «Только на неправильные вопросы есть ответы, на правильные вопросы ответа нет». По-моему, это значит, что на второстепенные вопросы, даже если они касаются происхождения Вселенной, строения атома или генома человека дает ответ внешнее знание, которое меняется, развивается вместе с человеческим познанием. А на вечные, то есть касающиеся смысла жизни и смерти, нашего духовного устройства, веры и неверия – ответ дается только изнутри самого человека. И готового ответа нет, его надо выстрадать, вместить в себя и каждый раз находить заново. Поэтому, раз случившись, встреча с отцом Александром будет длиться, пока жизнь будет ставить меня перед новыми вопросами или возвращать к старым. Пока и если я буду способен слышать и понимать его.

При подготовке работы были использованы:

1. Александр Мень. Быть христианином. – М, 1992

2. Почему нам трудно поверить в Бога.– М, 2005

3. Александр Мень. Проповеди. – М, 2004

4. Протоиерей Александр Мень. Сын человеческий.– М, 2000

5. Миркина З.А. Христианство как динамическая сила. Мои встречи с Александром Менем. – В кн.: В тени Вавилонской башни.– с. 292-300

6. Масленникова Зоя. Александр Мень. Жизнь. – М,2002

7.Трауберг Н.Л. Бог давал ему силу любить. – Континент, 123, с. 290-294

8. «Кредо» о.Александра Меня. Из писем к З.А.Масленниковой. – Континент, 123, с. 294-300

9. Реки воды живой. Воспоминания об отце Александре Мене. – М,2003

Видеоматериалы:

1. Ал.Мень. Христианство. Лекция, прочитанная 8сентября 1990 г.

2. Отец Александр Мень. Домашние беседы.

3. Живое слово Александра Меня .

4. Все только начинается. Фильм об о. Александре на основе

документальных фото - и видеоматериалов.

5. Лекция о. Борисова в школе.

Аудио-лекции:

1. «Вечные вопросы»

2. «Путь веры»

3. «Вера и культура»

4. «Богу нужна только правда»

5. «Два пути понимания христианства»

6. «Христианство»

7. «Христианство и культура»

8. «Христианство и творчество»

9. «О любви»

10. «Духовность человека»

11. «Феномен человека»

12. «Сказка о происхождении человека»

13. «Интервью о.Борисова об о.Александре»