www.alexandrmen.ru (www.alexandermen.ru)

Антон Куличкин
Отец Александр Мень

с сайта Св. прп. Серафима Саровского
оригинал по адресу: http://serafim-sarovski.narod.ru/aleksandr_men.html

Наверное, почти каждому истинно верующему православному христианину известно имя протоиерея Александра Меня. Но только отношение у христиан к этому замечательному пастырю весьма разное. Кто-то уважает его и любит! Кто-то же наоборот отрицает его и порой даже называет еретиком. Знакомство с трудами о. Александра Меня я начал с его книги «Сын человеческий». Эту книгу дал мне мой отец и сказал, что её автор очень хороший священник, очень мудрый и образованный человек. Вскоре из разговора с одной верующей бабушкой я получил подтверждение слов своего отца. Она тоже рассказала мне, какой это был замечательный священник. С тех пор о. Александр Мень очень заинтересовал меня, я начал искать любую информацию о нём. Нашёл замечательный сайт фонда имени о. Александра Меня. Многое читал о нём, мне даже посчастливилось познакомиться с его братом Павлом Менем. В интернете я познакомился с замечательным московским священником о. Александром Борисовым, который тоже очень тепло отзывался о нём. И я всегда относился к о. Александру Меню с большим уважением, как к великому просветителю!

Но вот однажды я пошёл в один из Волгоградских храмов и спросил в церковной лавке есть ли у них в продаже книги о. Александра Меня? На что получил следующий ответ: “Нет, и не ищите, потому что, он еретик!» Матушка сказала, что это не её мнение, а мнение церкви! Наговорила мне о нём много всего плохого. Я с ней спорить не стал, выслушал её и ушёл. В тот момент я очень сильно расстроился, как же так, человек которого я очень уважал, о котором все мне так хорошо говорили оказывается еретик? Я не хотел верить в это, думал, ну как же так, ведь он творил добро! Ведь прихожане его так любили! А сколько человек посещало его лекции и проповеди! Нет, этого просто не может быть! И я решил выяснить правду ли сказала мне матушка? Начал искать информацию в интернете. Решил задать одинаковый вопрос (есть ли официальное признание Русской Православной Церковью о. Александра Меня еретиком?) священникам из разных городов России. Опрос священников оправдал мои ожидания, о. Александр Мень – не еретик!!!
В прочем судите сами, ниже я приведу тексты всех ответов на мой вопрос.

Ответ 1. На мой вопрос отвечает благочинный видновского округа, священник Михаил Егоров, кавалер ордена преп. Сергия Радонежского.
Здравствуйте, Антон!
Имя протоиерея Александра Меня и его богословские труды, - вопрос не совсем простой. Никто его еретиком не признавал и я думаю не признает. Но в его сочинениях содержится целый ряд неточных и неправильных утверждений, которые могут увести "не туда", без должной подготовки. Поэтому читать, если и читать, то с осторожностью и внимательно.
свящ. Михаил


Ответ 2. Отвечает протоиерей Дмитрий Полохов, проректор по учебной работе Саратовской Православной Духовной Семинарии.
Действительно, отношение к трудам протоиерея Александра Меня в Русской Православной Церкви неоднозначное, хотя, конечно же, в ереси как таковой обвинять его никто не собирается.
…Никто не собирается обвинять покойного отца Александра Меня в ереси, однако человеку, обращающемуся к его трудам, необходимо избежать тех ошибок, которые иногда встречаются у этого неординарного миссионера Русской Православной Церкви.


Ответ 3. Отвечает Иеромонах Кирион (Родионов).
Это мнение абсолютно неверное! Именно потому, что об этом нет оффициального определения нашей Церкви. А ведь даже в мирских законах мы не имеем права считать человека виновным до определения суда. Паче же в Церкви, тем более, что обвинение в ереси - обвинение тяжелейшее и, как говорят святые отцы, несмываемое даже мученической кровью.
О самом о. Александре Мене можно сказать так. Дело в том, что в его книгах часто применялись мнения и высказывания не присущие святоотеческой Православной традиции; множество ссылок на пояснение каких либо фактов или описание их о. Александр давал с оглядкой на протестантские и католические книги (что и привело к мнению о нем как о еретике). Нельзя обойти молчанием и факты несовпадения его трактовки и описания библейских сюжетов с самой Библией и трактовкой Её святыми отцами.

С любовью о Господе - Иеромонах Кирион (Родионов)

Вывод: Русская Православная Церковь о. Александра Меня еретиком не признавала и признавать не собирается. Встаёт другой вопрос, почему же мне так сказали о нём? И сказал мне о нём не кто-нибудь на улице, а матушка из храма! Ответ на этот вопрос я нашёл в статье прот. Александра Борисова настоятеля храма Космы и Дамиана в Шубине:


О причинах отвержения о. Александра Меня многими православными христианами
(Для «Приходских вестей» N 10)


Когда мы говорим о личности о. Александра Меня, о богословском и духовном наследии, то у людей, сравнительно недавно пришедших в Православную Церковь и еще неискушенных в разнообразии духовных установок, существующих внутри современного русского Православия, возникает вопрос – почему существуют столь различные оценки этого замечательного пастыря нашей Церкви.
В самом деле, в одних храмах (будем честными, весьма немногих) его книги пользуются огромным вниманием и уважением. Очевидно, что в них опыт человека, принесшего тысячам людей яркое и живое православие, несмотря на все трудности советской жизни, когда все было направлено как раз на то, чтобы всякая религия вообще исчезла, как вредный пережиток. В других храмах одно упоминание имени о. Александра Меня вызывает резкую отповедь: экуменист, еретик, а книги его не читали и читать не будем!
Такая оценка идет не от церковной иерархии. Большинство епископов, особенно старшего поколения, относятся к о. Александру с большим уважением и ценят его труды. Негативное отношение происходит в основном из среды духовенства и мирян, пришедших в Церковь уже в более или менее свободное время – вторая половина восьмидесятых и в девяностые годы. В чем причина?
В течение семидесяти лет советской власти - с 1917 по 1987 – всякая религия, в том числе и христианство, как известно, либо всячески подавлялась, либо просто физически уничтожалась. Нам довольно трудно точно сопоставить советские условия с первыми веками христианства. Трудно сказать, были ли гонения на первых христиан такими же систематическими и последовательными. Во всяком случае, существенное различие было в том, что в Римской Империи право человека на духовное измерение жизни вообще не отрицалось. Отвергалось именно христианство, а не вообще всякая религия. Так что столь длительного периода отвержения в государственных масштабах вообще религиозного, духовного измерения человеческого бытия, по-видимому, никогда не было. Поэтому можно сказать, что в духовном смысле наша ситуация беспрецедентна. На протяжении 70 лет была искусственно вызвана остановка в религиозном, духовном развитии всего огромного государства, населенного десятками разных народов.
Известно, что в духовном отношении человек не может просто стоять на месте.
О. Александр Мень часто приводил пример камня, который или летит вверх, или, как только остановится, падает вниз. Духовное состояние народов, населяющих Россию, не просто остановилось на уровне 1917 г., но было отброшено назад. Народы России были как бы изъяты из некоего естественного духовного потока, и лишь в конце 80-х годов ХХ века снова вернулись в русло естественной человеческой жизни. Но при этом душа каждого народа и каждого человека в отдельности была деформирована предшествующим периодом бездуховности. Каждый человек оказался лишенным общенациональной религиозной традиции. Возвращение в естественное, нормальное русло происходило и происходит не в условиях спокойного традиционного наследования и включения в уже существующее, а под влиянием самых разнообразных психологических, экономических, духовных и прочих жизненных обстоятельств. Отсюда проистекает и все невероятное разнообразие восприятия религиозной и духовной жизни.
Самое же главное состоит в том, что это возвращение к нормальной для каждого человека духовной жизни часто оказывается не возвращением в Россию конца ХХ века, а в какое-то другое время, идеализируемое или просто избираемое по целому ряду причин, часто совсем не духовного характера. Поэтому нередко случается, что человек стремится проецировать некоторые духовные и психологические установки прошлого на современные условия. Речь не и дет о пренебрежении прошлым, а лишь о необходимости соответствия тому времени, в котором человек живет, чтобы жить реальной, а не придуманной жизнью.
Для всех христиан, которых Церковь прославила как святых, то есть имевших особенную связь с Богом, при наличии у них их естественных человеческих немощей, характерно именно это чувство реальности – здесь и теперь. Святой действует именно для той ситуации и для тех людей, среди которых его поставил Господь. Он, как никто, живет именно настоящим, и именно поэтому святой оказывает столь мощное влияние на судьбу народа и Церкви. Даже тогда, когда его не понимают и гонят, как Иоанна Златоустого или Максима Исповедника, или притесняют, как Серафима Саровского и многих других. Святой проясняет духовную ситуацию своего времени, отвечает на самые важные его вопросы, открывает новые пути для Церкви и всего народа Божия, которыми Господь желает вести Свою Невесту (Церковь), и побуждает идти этими новыми путями. Именно это оказывается причиной сопротивления святым и гонений на них, потому что человеку свойственно оставаться в своем, привычном, в том, что не требует новых усилий и отречений.
Нечто похожее происходит и с теми тружениками Церкви, которые в свою меру подражают этим открывателям новых путей. Нам следует всегда помнить о том, жизнь каждого христианина и всей Церкви в целом есть пребывание в состоянии постоянного Исхода из Египта, есть все время путь через пустыню в Землю Обетованную – в Небесное Царство, уготованное нам от сложения мира.

священник Александр Борисов.
16 августа 1999 г.


После анализа всех полученных писем и прочитанной статьи о. Александра Борисова, я наконец успокоился. Для меня о. Александр Мень так и останется, не побоюсь этого слова, ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПРОСВЕТИТЕЛЕМ, просветителем, который служил Христу и обращал людей к вере в тяжелейшие для нашей страны годы, в годы массового безверия.

Совсем недавно, нашёл в интернете цитату Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: "Отец Александр был талантливым проповедником Слова Божия, добрым пастырем Церкви, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем. Убийцы сотворили свое черное дело в момент, когда он смог бы еще так много сделать для духовного просвещения и окормления чад Церкви. Не все его суждения разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Где как раз и подчеркивается, что надлежит быть разномыслиям между вами, дабы выявились искуснейшие."


Надеюсь, моя статья развеет ещё чьи-нибудь сомнения по поводу о. Александра Меня.


на главную