— Скорее под влиянием своего друга детства, который, в свою очередь,
обратился под влиянием о. Александра и отвез меня к нему в 1963 году. Отец
Александр произвел на меня неизгладимое впечатление своим благодушием,
жизнерадостностью, эрудицией и общительностью. Но религия меня тогда еще
не интересовала. Я обратился через два года в ходе собственных исканий
и под действием собственного внутреннего опыта. Но сразу стал его прихожанином
и, смею даже сказать, другом. Отец Александр сыграл огромную роль в моей
жизни, равно как и в жизни многих других, кому посчастливилось встретиться
с ним на жизненном пути и сблизиться. В нем была сила жизни преизбыточествующей,
некая концентрированная биомасса, как теперь в России говорят. Эта благодатная
сила духа в нем кипела, привлекая к нему толпы народа, в их числе и меня.
Глядя на него, я стал подумывать о священстве.
— Какое место в ваших отношениях с о. Александром занимал “еврейский вопрос”?
— На первых порах в нашем общении он почти не фигурировал. О. Александр
был апостолом Павловского типа: он становился “всем для всех, чтобы спасти
некоторых” (1 Кор 9:22), и поворачивался к собеседнику той стороной, которая
последнего интересовала, точнее, которую тот мог воспринять. Пока меня
самого не заняла еврейская проблематика, он о ней и не упоминал. Его уникальная
отзывчивость многих вводила в заблуждение: церковных диссидентов, которые
ожидали, что он пойдет с ними обличать иерархию; правозащитников, тянувшихся
к нему со своими петициями; самиздатчиков, вроде меня, пытавшихся втянуть
его в самиздатскую полемику; сионистки настроенных христиан, которые надеялись,
что он возглавит иудео-христианскую общину в Израиле, и т.д. Всех благодушно
поддерживая (оказалось, что одно время Солженицын хранил у него в саду
вариант своей рукописи “Архипелага Гулага”, которую о. Александр, шутя,
называл “Сардинницей”), он оставался непоколебимым в своем собственном
пасторате, и сдвинуть его было невозможно.
"В основу интервью были положены вопросы, заданные Меерсонам журналом Северо-Американской митрополии Антиохийского патриархата «Again» (vol. 19:4, 1997)". См. ссылку 1 в тексте самого интервью (http://magazines.russ.ru/continent/2002/111/olga.html).
На фото: отец Михаил с Павлом Менем и матушкой Ольгой, август 2006