www.alexandrmen.ru (www.alexandermen.ru)


Павел Мень: "Моего брата убил КГБ"


 

Интервью с братом протоиерея Александра Меня - Павлом Менем

 

Источник

 

Вся жизнь этого человека была по-
священа проповеди Евангелия и не
только в России, но и далеко за ее
пределами. Рука преступника обо-
рвала дыхание проповедника Слова.

Прошло двадцать лет со дня той
страшной трагедии 9 сентября 1990
года — убийства отца Александра
Меня. Но за эти два десятилетия его
бессмертное наследие — проповеди
и книги — взрастили новые духовные
плоды в душах людей. Именно смерть
отца Александра, как это ни кажется
парадоксальным, послужила духов-
ному и нравственному пробуждению
многих наших соотечественников.


В своих книгах священник поднимал
вопросы, ответы на которые будут
востребованы во все времена. Сегод-
ня Фонд имени Александра Меня под
руководством его брата Павла Воль-
фовича распространяет наследие
отца Александра, продолжая начатое
дело.

День смерти Александра Меня мно-
гие запомнили по-своему. Руководитель
центра по проблемам религии и общества,
профессор института Европы Российской
академии наук Анатолий Красиков вспо-
минает:

«Я тогда работал в Итар-Тассе и одним
из первых сообщил миру эту трагиче-
скую новость. Комментируя это событие,
патриарх Алексий в беседе со мной очень
хорошо отозвался об отце Александре,
отметив, что даже если кто-то и был с ним
не согласен в богословской сфере, но было
невозможно отрицать, что Александр
Мень — прекрасный проповедник, кото-
рый привел ко Христу многих людей...»
Особенно сильно смерть отца Алек-
сандра Меня потрясла его родных — жену
Наталью Федоровну и брата Павла Воль-
фовича.

О некоторых подробностях тех
трагических событий газете «Протестант»
рассказал Павел Мень.


— Павел Вольфович, каким остался в
вашей памяти день 9 сентября 1990 года?

— Мы снимали дачу недалеко от
церкви в Новой Деревне, где служил
Александр, чтобы чаще видеться и бывать
на богослужении. В тот воскресный день
мы с ребятами, как всегда, пришли на
литургию в храм Сретения, Александр
задерживался. Разнеся слух, что батюшка
опаздывает, но я-то знал, что он никогда в
жизни не опаздывал на службы. Я понял,
что случилось что-то ужасное. Литургию
отслужил другой священник. И сразу
после этого в 11 часов утра мы узнали об
убийстве Александра.

 

— Помните ли вы, как отреагировали на
эту страшную новость?

— Мы — близкие Александра — про-
сто растерялись, не зная, что и делать. Нам
сложно было не то что осмыслить, вместить
произошедшее. Ведь жизнь отца Алек-
сандра оборвалась на самом взлете. Его
назначили настоятелем, было образовано
общество «Культурное возрождение», воз-
обновлено «Российское Библейское Обще-
ство», он собрал редакцию журнала «Мир
Библии», организовал группу милосердия
в больнице, открыл воскресную школу
в Новой Деревне. За день до убийства,
8 сентября, Александр прочитал первую
лекцию в Общедоступном православном
университете...

Последние годы жизни он
очень часто выступал. У нас сохранилось
примерно двести записей его выступле-
ний, хотя на самом деле их гораздо больше.
Его пригласили в РГГУ, он прочел курс
«Введение в Ветхий Завет». Отдал в печать
две свои книги, еще несколько находились
в работе. Александр окончил работу над
Библиологическим словарем — это семь
машинописных томов. Он планировал
организовать издательство «Путь», даже
подобрал директора, который после гибели
отца Александра издал несколько книг.
Но работа была очень большая, начались
трудности. Многие люди еще до 1992 года
предлагали нам, семье отца Александра
Меня, свою помощь. Чтобы осуществлять
координацию уже начатой работы был
создан Гуманитарно-благотворительный
фонд имени Александра Меня.

 

— Как происходило расследование убий-
ства отца Александра?

— Следствие по этому делу меня
поразило. Я даже не представлял, что в

гибели брата может быть замешано КГБ.

В первый раз меня вызывали, как поня-
того, при мне просматривали все вещи в
кабинете Александра при храме. И в даль-
нейшем я все время присутствовал при
расследовании. Разговаривая с простыми
милиционерами, пытался им сочувство-
вать, мол, как вам трудно расследовать, на
что они мне отвечали, что «мы здесь отды-
хаем, ничего не расследуем, все решается
наверху».

Когда меня в очередной раз вызвал следователь
и начал задавать какие-то
вопросы, совершенно не относящиеся к
делу, я не удержался, спросил его: «По-
чему вы ничего не ищите, ведь уже месяц
прошел?» На что он цинично улыбнулся
и ответил: «Что вы, мы уже девять томов
дела ''нашили''».

Через полгода я встретился с человеком,
бывшим милиционером,
из первого частного сыскного агентства
«Алекс». Это агентство нанял Заславский —
председатель исполкома Октябрьского
района города Москвы. Он рассказал мне,
что когда они пришли в милицию для рас-
следования убийства Александра, им ясно
объяснили, что никаких материалов дела
не дадут. Хотя раскрываемость престу-
плений для милиции всегда была важной
составляющей, как правило, от помощи
специалистов органы не отказывались.

Однако в этот раз представители следствия
сказали, что не могут ничего рассказать
частным сыщикам. Те дошли до замести-
теля министра МВД, который также не
разрешил выдать им никаких докумен-
тов. Таким образом, милиционеры еще
тогда намекали, что убийство Александра
Меня — дело рук КГБ.

 

— Отец Александр вел очень активный
образ жизни, может, кому-то это не нрави-
лось. Возможно, ему угрожали. Делился ли он с
вами подобной информацией?

— 1990-ые годы были неспокойным
временем. Мы видели, как националисты
тогда уже поднимали свои знамена. Быва-
ли какие-то недовольства, высказанные
в адрес Александра, но не угрозы. Люди
на его лекциях писали записки несколь-
ко агрессивного содержания. О прямых
угрозах он не говорил.

Два добровольных водителя из числа прихожан возили его
только по Москве. Мы тогда думали, как бы
организовать, чтобы Александра привози-
ли домой и забирали из дома, но это жела-
ние так и осталось желанием. Александр
ездил, как и все, до дома на электричке, где
он, как и при езде в машине, продолжал
работать, читать, писать.

 

— Как газеты отнеслись к убийству
Александра Меня?

— Эта было очень громкое дело. Два
президента, Горбачев и Ельцин, пообе-
щали взять расследование под личный
контроль. Я тогда всё думал, что вот-вот
найдут убийцу. Пресса сообщила, что
якобы и нашли подозреваемого, потом
оказалось без всяких оснований.

При жизни Александр пробивал
каждую свою статью в журналах, газетах.
После смерти вдруг все издания захоте-
ли напечатать Меня. На момент смерти
Александра Меня в России не была издана
ни одна его книга. На сегодняшний день
разошлось уже около семи миллионов
экземпляров. Книги Александра Меня
востребованы, множество людей, читая
их, меняются, обретают другое измерение
в жизни.

 

— В чем особенность богословия отца
Александра, о которой говорил патриарх
Алексий?

— Православие — это большая кон-
фессия, где существует несколько направ-
лений.

Это связано с двумя традициями.

Одна традиция — охранительная, а другая
призывает к открытости по отношению к
миру и к необходимости дать современ-
ный ответ, как говорит апостол Павел,
«в своем уповании». То есть мы должны
внятно и на понятном языке объяснить
миру, во что мы верим. У Александра в
этом отношении были необыкновенные
способности — сотни людей собирались
на его лекции, большие залы были пере-
полнены, все хотели услышать о Боге на
понятном им языке.

Внутри православия
есть христоцентричное направление,
которое фокусируется не столько на тради-
циях, сколько на Евангелии. Именно его и
представлял Александр. После его смерти
это направление в православии потеряло
потенциального лидера и замедлило раз-
витие.

В своих книгах он никогда ничего
не утверждал, а просто предлагал идти
вместе. Помню такой случай, когда из
саратовской психиатрической больницы
приехали врачи, чтобы купить большое
количество экземпляров книги «Сын
Человеческий». Они объяснили, что
это как духовная терапия для больных.
Мне даже в голову не приходило, что
на людей с такой психодинамикой
положительно может действовать эта
книга. Александр всегда ценил свободу и
говорил, что Евангелие — это самая анти-
советская книга.

Мы часто видим и сегодня, как паства
стремится отдать свою волю священнику,
мол, «как батюшка скажет, так и будем
делать». Такая школа очень привлекатель-
на, потому что так проще и прихожанам,
и какой-то части священников. Немногие
призывают людей стать свободными через
евангельский дух, который предлагает:
«Познайте истину, и истина сделает вас
свободными». До сих пор у Александра
есть много оппонентов, которые считают,
что такая свобода — не церковная. Он же
говорил: «Если люди развернутся к моей
личности, то значит я, как священник,
полностью потерпел фиаско. Они должны
развернуться к Богу, и я им только помогаю
в этом».

 

— Когда отец Александр писал книгу
«Сын Человеческий», что он хотел донести
человечеству?

— Книга «Сын Человеческий» претер-
пела пять редакций. Он написал эту книгу
в двадцать один год. Самая главная задача
этой книги, чтобы наш современник, не
имеющий специального духовного и исто-
рического образования, после ее чтения
смог открыть Евангелие и понять его. И эта
задача была выполнена. «Сын Человече-
ский» переведен на многие европейские
языки. Александр сумел достучаться до
сердца человека, чтобы тот понял еван-
гельскую Радостную Весть!

 

— Как вас с отцом Александром воспиты-
вали родители?

— Нас, детей, в семье было двое. Ве-
рующей была только мама Елена Семенов-
на. Еще девятилетней девочкой она прочла
Евангелие и уверовала. Только в 28 лет
мама крестилась. Ее вера была необык-
новенной, живой. Наше окружение с дет-
ства — это люди Катакомбной православ-
ной церкви, многие из которых прошли
лагеря, ссылки. Мама, конечно, повлияла
на Александра. Она учила, что «если к тебе
кто-то приходит и просит что-то, знай, что
это просит Христос».

Александр с детства
мечтал стать священником, он был знаком
с прекрасными священниками, которые
являлись лучшими примерами служения
Богу и людям. В 14 лет брат сознательно
решил пойти учиться в духовную семина-
рию, которая только что открылась в Мо-
скве. Еще с детства у него были удивитель-
ные способности общения. Он очень много
читал и любил всем рассказывать, в том
числе и мне. Александр был очень щедрым
в этом плане, если он что-то знал, то сразу
делился этим знанием с другими. Я, в
отличие от брата, никогда не чувствовал
в себе такого терпения и любви к людям.
До 9 сентября 1990 года я общался только с
теми людьми, которые мне были прият-
ны, а с другими — по необходимости. Но
чтобы служить ближним в церкви, надо
отказаться от себя. После убийства брата я
по-другому начал смотреть на мир.


— Значит, дело отца Александра не
умерло?

— Нет, конечно. Христоцентричное
направление в Православной церкви
никогда не умрет. Священник должен быть
самоотверженным, показывать людям при-
мер служения, как Иисус, когда омывал
ноги своим ученикам. Но таких людей
всегда было немного, а Александр всегда
был готов помочь людям.

Он разумно
планировал свое время и многое успевал.
Он нес многие тяжелые проблемы людей
на себе, у него на нервной почве развился
псориаз. Александр сильно переживал,
когда один из его близких прихожан под
давлением КГБ рассказал о работе в при-
ходе. Такой случай, к сожалению, не был
единичным.

В 1985 году Александра хотели арестовать
после подслушивания его общения с иностранцами.

По свидетельству митрополита Филарета, с которым мы
дружили с детства, от тюрьмы Александра
спас митрополит Ювеналий. КГБ, убив бра-
та, таким образом, отомстило ему за то, что
он им не подчинился, за то, что его книги
за рубежом печатались и тайно ввозились
в СССР.

Первое издание «Сына Человече-
ского» вышло под псевдонимом Андрей
Боголюбов.

Другие книги Меня выходили
под псевдонимами Эммануил Светлов,
А. Павлов. Когда отца Александра не стало,
ему было всего 55 лет. За эти два десятиле-
тия он смог бы столько всего сделать! Фонд
его имени старается как-то восполнить его
проповедь, издавая книги отца Алексан-
дра. Совсем недавно мы напечатали его
лекции «Введение в Ветхий Завет», которые
не утратили актуальности. Один студент
записал лекции на магнитофон и передал
кассеты нам. Мы даже не знаем его имени.
Эту книгу решили назвать «От рабства к
свободе».

 

— Жить, как велит Господь, трудно?

— Безусловно, трудно. Но это наша
задача! Каемся, говорим о том, что будем
стараться жить лучше. Жить, как велит
Господь — для Александра это было
главным, проповедуя Евангелие, помогая
людям. Он искренне радовался, когда
видел, что человек повернулся к Богу.
Для него это было плодом его труда. Если
человек отворачивался от Бога, Александр
безутешно горевал. Он считал, что каждый
человек имеет право на свой путь к Богу,
главное, чтобы он к этому стремился.

 


Фото начала 50-х гг. XX века

 

  на главную страницу