Так сложилось, что Новодеревенский Храм стал центром притяжения для многих людей не только из Москвы, но и со всей России. Именно о нем известные строки Александра Галича:
Когда я вернусь, я войду в тот единственный
дом,
где с куполом синим не властно соперничать
небо.
И ладана запах как запах приютского хлеба
Ударит в меня и заплещется в сердце моем.
Когда я вернусь...
Обширный и еще не освоенный пласт наследия о.
Александра - его письма.
О.
Всеволод Рошко и о. Александр Мень. Переписка
О ЗАПАДНОМ И ВОСТОЧНОМ ХРИСТИАНСТВЕ
Вестник РХД №165 II — 1992
с.44-73
"...В заключение хочу подчеркнуть, что я далек от мысли, будто экуменизм есть нивелирование форм церковной жизни (это «латинская» тенденция, к счастью уже изживаемая католиками). Все национальные формы христианства и благочестия должны остаться и сохранить свое неповторимое своеобразие и глубину. Полный спектр культур и этнопсихологических типов может участвовать в общекультурном созидании, и это вовсе не грозит стиранием индивидуальных обликов церквей. Мы можем находить красоту и проникновенность в какой-нибудь африканской мессе, но это не значит, что нам нужно вводить в наших храмах барабаны.
Думается, что все национальные Церкви имеют будущее (в том числе и у нас), но только при условии, что они не утратят связь с Целым; они ведь не изолированные островки, а части Тела, которое должно иметь единое кровообращение. Иначе их ждет духовная гангрена."
отец Александр Мень отцу Всеволоду Рошко 22 июля 1974 г.
Более полное издание той же переписки: Из
современных проблем Церкви |
"Лук стреляет
лишь пока он натянут"
Эти письма были написаны о. Александром Менем
с 1975-го по 1985 год. Первое письмо адресовано пятнадцатилетней девочке,
последнее написано, когда ей исполнилось 24 года и она как молодой специалист
“отрабатывала” своё высшее образование. Из писем о. Александра видно, каким
тонким педагогом он был, как умел понимать душу человека, с каким тактом
и доверием он вел подростка, а потом молодую девушку по пути духовного возрастания.
Чего бы он ни касался - призвания врача, отношений мужчины и женщины, житейских
будней, - он ясно давал понять что главное - “укрепить стержень личности,
стоящей перед Богом”, “взращивать в себе Вечность”. А заполняющий его письма
“поток лю6ви”, как называет его А., говорит сам за себя.
"Я воспринимаю
это время как суд Божий "
О. Александр ощущал особую ответственность
за тех своих прихожан, которые по тем или иным причинам вынуждены были
покинуть Россию. Он внимательно следил за их судьбой и, когда предоставлялась
возможность, тактично и с любовью направлял их жизнь в истинно христианское
русло. В своих письмах Р.И. Колесниковой (как и другим своим адресатам)
он постоянно подчёркивает, что любые житейские проблемы решаются на путях
укрепления веры, на путях духовного возрастания.
Из сборника
"Культура и духовное восхождение"
(Москва, "Искусство", 1992)
Письма к И.Л. Макаровой-Вышеславской и Ю.Н.
Рейтлингер затрагивают вопросы веры и творчества, духовной зрелости, ответственности
творца. Дается разъяснение смысла Евхаристии.
Письма
к Юлии Николаевне Рейтлингер
Более полный вариант переписки
представлен в книге "Умное
небо".
Письмо к Е.Н.
Написано в ответ на письмо
Е. Н., содержащее резкую критику книги о. Александра «Сын Человеческий».
январь 1971 г.
Письма
из публикации Марианны Веховой
"Веселая душа" Истина и жизнь
№1, 2001
"Христианос" III 1994 стр.81-88
Три
письма отца Александра Меня к своим прихожанам
Вестник РХД №165 II — 1992 с.44-73
О
западном и восточном христианстве
О. Всеволод Рошко и о. Александр Мень. Переписка
Два письма священнику Владимиру Волгину
"...Ваш
о. Александр"
(Переписка с отцом Александром Менем)
публикация Дианы Виньковецкой
Христианос XIV 2005 стр.78-134
Письма
духовной дочери Александре Орловой-Модель
Письма о. А.Меня к Владимиру Ивановичу Сафонову
Письмо
к Нине
Это письмо о. Александр распространял среди
своих прихожан как разъяснение своей позиции по общению с христианами других
конфессий
"Дорогая Нина. Хочу и должен объяснить Вам,
как я отношусь к вопросу о молитве с инославными христианами..."
Переписка между вл. Иоанном Шаховским и о. Александром Менем
Звуковые письма
Поздравление с Рождеством Христовым (1987 г.) (5:10 1,3Mb) (Текст)
Ответ на письмо Сони Руковой (6 июля 1989 г.) (13:42 3,4Mb) (Текст)